
Приветственное слово епископа Канашского и Беловолжского Стефана на VIII межрегиональной научно-практической конференции:
«Духовность как стратегическая основа безопастности современного российского общества»
Ваше Превосходительства, Ваше преподобие!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Как мы уже обозначили сегодня, тема «духовности как стратегической основы безопасности современного российского общества» является приоритетной сферой взаимодействия Православной Церкви и всех ветвей Государственной власти для благополучного развития нашей страны. Равно как и вопрос духовной безопасности, или точнее сказать, сохранения себя в безопасности, к сожаления сегодня особенно актуален. Простите, и дроны прилетают, и в школы стрелки приходят, да и случаи противоправных действий, особенно телефонных мошенничеств количественно увеличиваются.
И несмотря на то, что Чувашия в этом вопросе сохраняет относительное благополучие, то профилактику всех этих «деструктологических явлений», нужно проводить уже сейчас, и не ждать, когда «к нам прилетит», или в наши школы «придут высшие творческие существа из других, высших миров» с целью «уничтожить представителей биомусора».
Одной из основных проблем современного общества и состояния возрастания религиозной преступности, как мы видим, является проблема проявления и активизации тоталитарных сект (религиозных ново-дельных культов деструктивного характера), радикальных течений ислама, экстремистского и сепаратиского толка.
Так, повторю - вопрос сохранения духовной безопасности сегодня является основным стержнем государственной безопасности[1], особенно в условиях современного геополитического соперничества[2].
Духовная безопасность с точки зрения философии, этики и религиоведение — это система отношений субъектов общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и естественного морально-нравственного развития общества[3].
Во многих правовых документах Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности. В 1996 году Государственная Дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной»[4].
Важно помнить, что трагедии народов и государств, начинаются с разрушения их духовности, с внедрения в сознание народа чуждых ему идей, ценностей и неприемлемых способов их достижения. Как хорошо мы это видим, на примере братской Украины, чья история, неразрывно связанная с Россией, сегодня увы забыта...
Поэтому обеспечение духовной безопасности является приоритетной задачей Церкви и Государства, так как она выражает моральный дух нации, ее способность ставить и решать исторические задачи[5].
Духовная безопасность выражается в качественном уровне национального самосознания, отражающем традиции жизнеустройства общества, его культуры и истории, а также уровень морально-политического единства общества. Именно она обеспечивает государственную безопасность, выражая ее в поддержке обществом основных направлений внутренней и внешней политики правительства, в доверии к власти.
Уровень духовной безопасности, основан на сложившейся в обществе системе мировоззрения, нравственности, религии, национальной идеи, патриотизме и исторической памяти, а также уровне информационной безопасности и функционировании средств массовых коммуникаций. Определяется он способностью государства и общества оперативно мобилизовывать внутренние резервы при возникновении вызовов национальной безопасности[6].
Сегодня в России особенно актуальны вопросы духовной безопасности, потому что активно происходят международные интеграционные процессы, Россия вступила в новый этап отношений со странами Запада и Европы.
В связи с последними политическими обстоятельствами в Украине, нацизм и религиозный экстремизм перестали быть эпизодическим и экстраординарным явлением[7]. Он превратился в широко практикуемый различного рода псевдорелигиозными, политическими, националистическими движениями и мошенниками-новоделами способ силового разрушения государства.
Идеология экстремизма жестко утверждает собственную псевдоисторическую систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют беспрекословного повиновения и исполнения самых абсурдных приказов и инструкций[8]. (вспомните пожалуйста печально известное «кто не скачет -тот москаль»). Для экстремистов характерно стремление к «охлократии», господству «толпы»; они отвергают мирные способы разрешения возникающих конфликтов.
Деятельность экстремистских организаций религиозного толка в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности государства[9].
Мощным средством противодействия распространению идеологии экстремизма является активное взаимодействие Церкви и Государственной власти, распространение и раскрытие традиционных религиозных морально-нравственных ценностей наших народов: их духовности и патриотизма, веротерпимости, присущего им чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными мирными усилиями.
Борьба с религиозным и историческим невежеством, как и предотвращение распространения религиозной вражды и ненависти – одно из важнейших условий государственной и общественной безопасности России сегодня.
Желаю нашей конференции в вопросе решения этих стратегических задач продуктивной работы.
[1] Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А. И.Духовная безопасность России Москва 2022г.
[2] «Геополитическая конкуренция государств за экономическое лидерство в будущем мире» журнал"Век глобализации" №1 (13), 2014 г
[3]«О сущности духовной безопасности» к. филос н.Чернова И. Б. «Философия, этика, религиоведение»
[4] Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А. И.Духовная безопасность России Москва 2022г.
[6] «О концепции обеспечения духовной безопасности Р. Ф.» Право. Док. Филос .наук. Тонконогов А. В.
[7] «Реабилитация нацизма и распостранение неонацистских взглядов как формы экстремистской деятельности в современных условиях» ВАК«Право»2022г.
[8] «Профилактика экстремизма в молодежной среде» Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2000г.
[9] МЕТОД. МАТ. по орган-и и провед-ю в обрз-х учр-х меропр-й по вопр-ам профилак-и терроризма и экстремизма. Нальчик 2019г.